Главная » 2018 » Июль » 27 » Победитель ржавчины – Ведомости&
3:29 AM
Победитель ржавчины – Ведомости&

Городок Пыть-Ях, ХМАО. Два часа ночи. Южно-Балыкский газоперерабатывающий завод «Сибура». Совладелец и управляющий партнер группы компаний «Циноферр» Александр Рыбаков вместе со своим технологом вылезают из газосепаратора – работа закончена, антикоррозионное покрытие собственной разработки на оборудование нанесли. Рыбаков поясняет, что технологу доверяет, но ему как хозяину важно было на 200% убедиться, что все сделано как надо. На следующий день он вполне бодро общался с местными журналистами и даже говорил на камеру местному телеканалу: «Наше покрытие высокоустойчивое к нефти и нефтепродуктам, попутному нефтяному газу, морской и пресной воде, ультрафиолетовому и радиационному излучению».

Группа компаний Рыбакова объединяет две фирмы – научно-производственную компанию «Инновации. Технологии. Производство», резидента Инновационного центра «Сколково», и торговый дом «Циноферр», отвечающий за коммерческую часть. «Сибур» узнал о существовании технологии на презентации стартапов, устроенной «Сколково» по просьбе компании. Чем разработка «ИннТехПро» привлекла внимание крупнейшей нефтехимической компании страны? «Циноферр» – экологически безопасное антикоррозионное покрытие на основе цинка и высокомодульного жидкого стекла. Оно устойчиво к агрессивным средам, температуре от -197 °C до +500 °C, термоударам. При этом не выделяет токсичных веществ ни при нанесении и сушке, ни во время эксплуатации. «Циноферр» позволяет сократить эксплуатационные и ремонтные издержки, избежать убытков от аварийного простоя оборудования, которые на крупных предприятиях достигают десятков миллионов, повысить безопасность и экологичность производства. Очень важно отдавать себе отчет, что продукт, который ты предлагаешь, несет ощутимый эффект для реального бизнеса, а не только привлекает внимание. Тогда проще достучаться до любого заказчика», – объясняет Рыбаков.

Для нефтехимической корпорации проблема коррозии очень актуальна, поскольку оборудованию приходится работать в агрессивной среде: в попутном нефтяном газе присутствуют коррозионно-активные вещества. Первые испытания в реальных условиях успешно завершились зимой 2017 г. Опытные образцы были помещены на 90 суток в поток с агрессивной коррозионной средой на трубопроводах Мамонтовской компрессорной станции и компрессорной станции № 2 в Пыть-Яхе. Результаты теста подтвердили заявленные свойства материала, констатировали специалисты «Сибура». Рыбаков тоже доволен: «Испытания показали, что при нанесении нашего покрытия коррозия не появляется и в 50 раз уменьшается коррозионный и эрозионный износ металла по сравнению с образцами без какой-либо защиты».

Второй и третий этапы испытаний проходили осенью 2017 г. на тольяттинской и дзержинской площадках «Сибура».

Так, в Тольятти защитное покрытие было нанесено на внутреннюю поверхность дефлегматора (теплообменного оборудования) на производстве изопрена. Через год планируют вскрыть объект для оценки эффективности антикоррозионных свойств в реальных условиях эксплуатации.

1700 часов шло испытание в камере соляного тумана швейцарской лаборатории антикоррозионных материалов Eckart Suisse SA. Признаков коррозии не обнаружено

от -197 °С до +500 °С – диапазон температур, при которых стойкость покрытия сохраняется

15–30 минут требуется для высыхания в обычных условиях

20 лет позволяет уберегать от коррозии металл трехуровневый механизм защиты (барьерный, электрохимический, ингибиторный)

Рыбаков на объекты снова летал лично. «Интересный опыт, интересная работа, даже на изделия из нержавейки наносили – и ее коррозия разъедает, настолько там на некоторых участках агрессивная среда», – рассказывает он. И добавляет, что ему, как технарю в третьем поколении, решение амбициозных задач всегда интересно.

«Во втором полугодии 2018 г. «Сибур» получит результаты, на основе которых будет принимать решение о дальнейшем расширении сотрудничества», – говорит директор корпоративного НИОКР «Сибура» Дмитрий Степкин.

Стартап ждет результатов спокойно. «Мы продаем не краску, мы продаем решение проблемы», – говорит Рыбаков. Времени его команда не теряет – получили уже несколько заказов от предприятий, производящих оборудование для «Сибура». Параллельно в лаборатории тестируют свежую разработку – покрытие, которое выдерживает кислотную среду с pH 1 (как у азотной кислоты или желудочного сока). Обычно силикаты таких условий не выдерживают. Новый состав пока ведет себя стабильно. Идея появилась после многочисленных запросов от нефтехимических производств, говорит Рыбаков.

Путь от разработки до промышленного внедрения в случае с крупными предприятиями, тем более в такой сложной сфере, как нефтехимия, небыстрый. После того как стартап прошел отбор на уровне идеи, предстоит еще несколько этапов тестирования на производствах. Так что стоит набраться терпения. Предприниматели же часто не понимают, почему нельзя сразу перейти к промышленному внедрению, если на малом объеме все работает. «Компания всегда хочет увидеть максимально близкий референс. Часто это обусловлено потенциальными потерями, перекрывающими выигрыш», – объясняет директор корпоративного НИОКР «Сибура».

Он рекомендует стартапам учитывать этот аспект, планируя свои запасы ликвидности. «Циноферр» параллельно ведет работу и с другими крупными заказчиками: осенью прошлого года, например, компания попала в реестр поставщиков «Роснефти». Помимо нее покрытие уже применяется на объектах «Новатэка», «Лукойла», «Татнефти», «Газпром нефти» и других нефтяных компаний, в судостроении, мостостроении, строительстве.

Также для крупной компании, по словам Степкина, важно быть готовой подхватить все проектное управление до мельчайших деталей. Если возникают проблемные вопросы – мобилизовать на решение свою команду, проверенных партнеров, задействовать связи с рынком. Модель, когда компания дает команде талантов полную свободу, просто финансируя проект и ожидая результата, не работает, предупреждает он.

Отдельная проблема для крупных компаний – работа с контрагентами, у которых нет ни оборотов, ни активов (а таких среди стартапов большинство). Если формой работы является тендер на закупку услуг по разработке, то конкурентоспособность любого крупного поставщика почти всегда окажется выше. Изменить процедуру и специально решать вопрос, как сделать участие в закупках возможным для стартапа, в крупных компаниях готовы только в случае действительно прорывной идеи. Но таких мало. «По нашему опыту поиска новых разработок, можно сказать, что в большинстве случаев предлагаемые идеи уже разработаны и были обкатаны кем-то другим либо находятся в такой же начальной стадии, но предлагаются надежным, опытным поставщиком», – говорит Степкин.

Основные разработки в нефтехимии чаще реализуются внутри корпораций либо в профильных университетах. Стартапов со стороны в отрасли не так много. Отчасти это объясняется сложностью самой темы, требующей научных знаний, долгим и дорогим путем масштабирования, высокими рисками внедрения. Да и оценка перспектив той или иной предлагаемой технологии сложнее и затратнее, чем оценка массовых интернет-технологий. Но бизнес очень заинтересован в новых идеях и технологиях, которые могут сделать тот или иной процесс более эффективным. «Для нас интерес представляют идеи, о которых мы могли не задумываться ранее, – тогда мы пытаемся идти дальше со стартапом, который ее предложил. Кроме того, это возможность создания совместной интеллектуальной собственности», – рассказывает Степкин.

Для поиска новых идей «Сибур» запустил в 2010 г. конкурс нефтехимических стартапов IQ-CHem. С 2016 г. его организационным партнером стал фонд «Сколково», а сам конкурс проходит теперь в рамках Skolkovo Startup Village. В 2017 г. в конкурсе приняла участие 251 команда из 27 стран, в состав жюри помимо экспертов «Сколково» вошло более 30 специалистов, в том числе из крупнейших международных компаний (Dow, DuPont, AkzoNobel, LG Chem, Henkel, Linde и проч.).

Резкого роста количества стартапов в нефтехимии, несмотря на интерес бизнеса к новым разработкам, не случится, считает Степкин. Скорее это будет плавное поступательное движение по мере развития бизнес-компетенций самих стартапов и эволюции корпораций по мере наработки ими практик работы с молодыми командами. &

Текст: Варвара Грошева

Просмотров: 11 | Добавил: lopbiofo1971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director

Lorem ipsum
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat. Curabitur pharetra dictum lorem, id mattis ipsum sodales et. Cras id dui ut leo scelerisque tempus. Sed id dolor dapibus est lacinia lobortis.
Learn more